За последние пару десятилетий мир аккумуляторных технологий колоссально развился. Поэтому сегодня рынок тяговых батарей состоит из совершенно разных источников тока. Все они стремятся дать пользователям ёмкий запас электрической энергии. Однако требования к эксплуатации и обслуживанию, а также безопасность, надёжность, эффективность, доступность и степень воздействия на окружающую среду у них могут значительно различаться. К счастью для владельцев вилочных электропогрузчиков, выбор сводится к двум предпочтительным типам тяговых аккумуляторов: свинцово-кислотному и литий-ионному.
Каждый из них имеет свои особенности, которые сказываются на эксплуатации техники.
Рынок тяговых АКБ для вилочных погрузчиков
Объём мирового рынка аккумуляторов для вилочных погрузчиков оценивался 2023 году в $5,65 млрд. По прогнозам аналитиков, он достигнет $8,40 млрд к 2031 году, демонстрируя среднегодовой темп роста в 5,15% в течение прогнозируемого периода (источник: Kings Research – ведущая фирма по исследованию рынков и консалтингу). Стремительная тенденция спроса на тяговые АКБ обусловлена такими факторами, как:
- повсеместное внедрение электрических вилочных погрузчиков;
- продолжающийся прогресс в аккумуляторных технологиях;
- общемировой тренд по сокращению выбросов СО2.
Литий-ионные батареи являются относительно молодым продуктом, возрастом немногим за 30. Они создали сильную конкуренцию свинцово-кислотным аналогам тягового и пускового назначения. Их отличают такие особенности, как увеличенный срок службы и почти полное отсутствие затрат на обслуживание. Сегодня Li-ion аккумуляторы всё чаще встречаются в технике на электротяге, включая общемировой тренд на производство электрических вилочных погрузчиков.
Свинцово-кислотные аккумуляторы являются традиционными и всё так же широко используются в качестве тяговых батарей. Они более доступны по стоимости в сравнении с Li-ion аналогами, обладают лучшими эксплуатационными характеристиками для работы в суровых климатических условиях. К тому же на рынке появляются более долговечные и эффективные разновидности кислотных АКБ, например AGM и GEL. Последние могут прослужить до 12 лет.
Среди разработчиков и производителей тяговых аккумуляторов доминирует Азиатско-Тихоокеанский регион, поддерживаемый быстро развивающейся современной индустриализацией и наличием крупных промышленных центров.
Строгие экологические нормы, растущая тенденция автоматизации на складах и в распределительных центрах, а также всплеск спроса на электрические транспортные средства трансформируют рыночный ландшафт и задают общемировой темп развития. Китай считается фаворитом по выпуску свинцово-кислотных и литий-ионных батарей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Например, компания BYD шагает в авангарде аккумуляторной революции.
Что такое свинцово-кислотный аккумулятор
Традиционные свинцово-кислотные батареи WET (WET Cell Battery – «батареи мокрых ячеек») относятся к более старому классу перезаряжаемых источников энергии, которые были изобретены ещё в 1859 году. Хотя WET имеют наименьшее отношение энергии к весу и наименьшее отношение энергии к объёму среди тяговых АКБ, они способны обеспечить продолжительное время разряда и стабильные характеристики напряжения.
Производительность свинцово-кислотных батарей WET:
- удельная энергия: 35 – 40 Вт-ч/кг
- плотность энергии: 80 – 90 Вт-ч/л
- удельная мощность: 180 Вт/кг
Средний срок службы - около 1500 циклов заряд/разряд при глубине систематического разряда 70-80%. Интервал температуры зарядки - от -35 до +45 °C.
В конструкции кислотных АКБ применяется пористый, или губчатый свинец. Этот тяжёлый металл используется в отрицательном электроде, в то время как положительный электрод состоит из оксида свинца. Электролитом выступает 25–34% водный раствор серной кислоты. Изолятор между двумя электродами чаще всего представляет собой мембрану из стекловолокна. Корпус батареи изготавливается из ударопрочной пластмассы и разделён на отдельные секции, т.н. банки.
Ещё современный рынок предлагает две версии герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов нового типа: AGM и GEL. Первая абсорбированная, а вторая – гелевая. Они пользуются растущим спросом, так как не требуют обслуживания в сравнении с WET.
Таблица 1. Классификация свинцово-кислотных АКБ
По состоянию электролита | |
WET | Жидкостный |
AGM | Абсорбированный |
GEL | Гелеобразный |
По типу обслуживания | |
Открытый | Обслуживаемый, требует долива воды в течение срока эксплуатации |
Закрытый | Необслуживаемый, не требует долива воды в течение срока эксплуатации |
По маркировке | |
PzS / DIN 43531-5 | Тяговые батареи с панцирными положительными пластинами |
PzV / DIN 43531-5 | Тяговые батареи с панцирными положительными пластинами, герметизированные, с гелевым электролитом |
DIN – немецкий стандарт Deutsche Industrial Norm (DIN), принятый во всем мире.
Какой свинцово-кислотный аккумулятор лучше?
Герметичные аккумуляторы AGM и GEL считаются самыми безопасными из свинцово-кислотного семейства. Эти батареи доступны в разных форматах. Они не склонны сульфатироваться или деградировать так легко, как АКБ мокрого типа. Именно поэтому они считаются самыми безопасными для использования в вилочных погрузчиках и других видах складской техники.
Что такое литий-ионный аккумулятор?
Батарея Li-ion тоже относится к вторичному классу аккумуляторов, как и WET, AGM или GEL, из-за способности разряжаться и заряжаться повторно. В конструкции используются фосфат и графитовый углерод (катод и анод соответственно). Литий-ионные АКБ термически постоянны, а такой диапазон стабильности очень хорош для более длительного жизненного цикла и улучшенных электрохимических характеристик. Высокая плотность энергии делает этот вид аккумуляторов идеальным для извлечения наибольшей производительности.
Производительность Li-ion АКБ:
- удельная энергия 100-265 Вт-ч/кг
- плотность энергии 250-693 Вт-ч /л
- удельная мощность 250-340 Вт/кг
Литий-ионные аккумуляторы имеют очень низкую скорость саморазряда и не требуют обслуживания, поэтому становятся всё более популярными на рынке. Средний срок службы - 3000 циклов разряд/заряд при регулярной глубине разряда 50-75%.
Таблица 2. Классификация литий-ионных аккумуляторов
Тип | Описание |
LFP | Литий-ионная батарея, использующая литий-железо-фосфат (LiFePO4) в качестве катодного материала и графитового углеродного электрода с металлической подложкой в качестве анода |
LTO | Модифицированная литий-ионная батарея, которая использует нанокристаллы литий-титаната вместо углерода на поверхности своего анода |
LCO | Батарея литий-кобальт-оксидная |
LMO | Литий-ионный аккумулятор на основе оксида марганца |
NMC | Батарея с оксидами лития-никеля-марганца-кобальта |
NCA | Аккумулятор литий-никель-кобальт-алюминий-оксидный |
Какой литий-ионный аккумулятор лучше?
Для техники, требующей большого количества энергии, батареи LFP являются наилучшим и наиболее частым вариантом, предпочитаемым производителями и потребителями. Этот тип АКБ обеспечивает длительные рабочие часы погрузчика без подзарядки, более безопасную эксплуатацию и долговечность. В некоторых случаях жизненный цикл такого типа аккумуляторов составляет 4000 циклов или выше.
12 основных различий между свинцово-кислотными и литий-ионными аккумуляторами
Литий-ионные и свинцово-кислотные аккумуляторы – это два разных типа накопителя энергии, каждый из которых имеет свои особенности. Их можно сопоставить по весу, стоимости, долговечности, плотности энергии, жизненному циклу и т.д. Такое сравнение даст больше информации об аккумуляторных технологиях, чтобы при рассмотрении вариантов сделать правильный выбор.
1. Плотность энергии
Разница в плотности энергии между свинцово-кислотными (80–90 Вт-ч/л) и литий-ионными аккумуляторами (250–693 Вт-ч/л) говорит о том, что жидкостные АКБ типа WET в разы проигрывают батареям Li-ion. Высокая плотность энергии даёт возможность производить компактные, лёгкие и одновременно мощные аккумуляторы. Это повышает уровень автономности техники без увеличения веса аккумулятора.
2. Скорость саморазряда
Потеря ёмкости (скорость саморазряда) свинцово-кислотного аккумулятора с жидким электролитом достигает 20% в месяц, а GEL или AGM – до 3%. У литий-ионных батарей деградация обычно не превышает 3% в месяц, но! при низких температурах увеличивается в разы. Ускоренный саморазряд может привести к полной разрядке в считанные дни. Чтобы «разбудить» глубоко «заснувшую» Li-ion батарею, придётся вызывать специалиста.
3. Технология
Свинцово-кислотные батареи состоят из свинцовых пластин, погружённых в электролит (раствор серной кислоты). Энергия генерируется при взаимодействии пластин с электролитом, а при зарядке реакция идёт в обратном направлении. Литий-ионные аккумуляторы состоят из анода, катода и полимерного электролита – литиевой соли (LiPF6). Ионы лития перемещаются через электролит, создавая электрический ток.
4. Расходы
Свинцово-кислотные аккумуляторы доступнее по стоимости, но тяжелее и крупнее, что влечёт дополнительные расходы на доставку или обслуживание. Литий-ионные батареи дороже. Но стоимость их обслуживания намного ниже, а срок службы намного выше, благодаря чему они оправдывают расходы на покупку со временем.
5. Обслуживание
Техническое обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторов, по сравнению с литий-ионными, намного сложнее и дороже. Требуется специальная проветриваемая комната и аккумуляторщик. Литий-ионные батареи не требуют обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.
6. Мощность и энергия
Свинцово-кислотные аккумуляторы имеют меньшую плотность энергии, но большую удельную мощность, поэтому могут быстро подавать большой ток. Литий-ионные батареи для погрузчиков хороши в обоих случаях.
7. Зарядка
Свинцово-кислотные АКБ должны быть разряжены до 20% ёмкости перед повторной зарядкой, чтобы избежать сокращения срока службы. Зарядка занимает около 8 часов, и ещё столько же времени требуется на охлаждение. Повысить эффективность помогают интеллектуальные зарядные устройства.
Литий-ионные аккумуляторы погрузчиков заряжаются по возможности, например во время обеденного перерыва или между заданиями. К тому же операторам не нужно разряжать аккумулятор до 20%, чтобы защитить батарею от потери производительности или сокращения срока службы. А ещё литий-ионные аккумуляторы не нуждаются в выравнивающих зарядах.
8. Напряжение на элемент
В свинцово-кислотных аккумуляторах считается нормальным напряжение на ячейку от 2,25 до 2,27 вольта. Литий-ионный аккумулятор имеет штатное напряжение 3,7 вольта на элемент.
9. Срок службы
Срок службы аккумулятора определяется количеством циклов разрядки и зарядки. Если разряжать батарею несколько раз на 100 % до напряжения 9 В, то можно её окончательно испортить, даже самую современную модель. Т.е. нельзя допускать разряд ниже рекомендованного значения.
Средний срок службы тяговых АКБ:
- Свинцово-кислотные аккумуляторы обычно служат около 3 лет.
- Литий-ионные батареи выхаживают до 6 лет, в зависимости от условий эксплуатации и применения.
Каждая батарея имеет свою «жизнеспособность», во многом зависящую от режима эксплуатации и разрядной характеристики. Срок службы, обозначенный производителем, является условным, поскольку предполагает идеальный режим работы АКБ.
10. Техническое обслуживание
Уровень жидкости в свинцово-кислотных аккумуляторах необходимо проверять и регулярно доливать. Хорошим выбором являются автоматические системы заполнения водой.
Некоторым предприятиям необходимо иметь запас резервных аккумуляторов для обеспечения бесперебойной работы.
Литий-ионные аккумуляторы не требуют особого ухода, так как им не нужно доливать воду. А вот соединители, кабели и провода могут время от времени требовать ремонта.
11. Вес
Свинцово-кислотная батарея тяжёлая: 70 – 80 кг на кВт/ч полезной ёмкости. Литий-ионный аккумулятор для вилочного погрузчика легче: 10 – 15 кг на кВт/ч полезной ёмкости.
12. Переработка
Почти все материалы свинцово-кислотных и литий-ионных АКБ могут быть переработаны. Поэтому старые и неисправные батареи сдают в специализированные пункты приёма и переработки. Выбрасывать их запрещено.
О вопросах безопасности
Ещё одно большое различие, которое необходимо учитывать компаниям, – это безопасность сотрудников при работе со свинцово-кислотными и литий-ионными аккумуляторами на погрузчиках. Оба вида тяговых батарей работают на мощных химикатах.
Свинцово-кислотные АКБ изготавливаются из токсичного свинца и серной кислоты, которые являются крайне токсичными для человека при контакте или вдыхании. Эти батареи необходимо еженедельно доливать, что приводит к риску проливания электролита, если это делается неаккуратно. Они выделяют много тепла во время зарядки, поэтому их следует хранить в помещении с контролируемой температурой (что также потребует расходов) и надлежащей системой вентиляции. Вдобавок ко всему они источают взрывоопасный газ, когда достигают пика своего заряда.
Литий-ионные аккумуляторы созданы с использованием одного из самых стабильных химических соединений литий-ионов: литий-железо-фосфат (LFP). Элементы полностью герметичны, поэтому нет риска протечек. Единственный потенциальный риск заключается в том, что полимерный электролит (литиевая соль LiPF6) является огнеопасным, а один химический компонент внутри литиевых аккумуляторов производит едкий газ при контакте с водой. Но поскольку литий-ионные аккумуляторы герметичны, обычно у них не возникает коррозии, сульфатации, проливов кислоты или загрязнения, о которых стоит беспокоиться, что также намного лучше для безопасности сотрудников и окружающей среды.
Что лучше – свинцово-кислотный аккумулятор или литий-ионный?
В большинстве случаев технология литий-ионных аккумуляторов превосходит свинцово-кислотные из-за своей надёжной работы. Они не требуют обслуживания, их средний заряд и производительность в целом лучше, чем у свинцово-кислотных аналогов. Но цена такого продукта выше.
С точки зрения разряда производительность литий-ионных аккумуляторов намного лучше, чем свинцово-кислотных аналогов. Комплексная скорость деградации и срок службы, материалы и другие эксплуатационные характеристики у Li-ion АКБ более доминирующие.
Таблица № 3. Преимущества и недостатки свинцово-кислотных аккумуляторов
Плюсы | Минусы |
Низкая цена | Большая масса |
Стабильность и безопасность | Крупные размеры |
Высокая выходная мощность | Требуют регулярного обслуживания |
Хорошо работают при низких температурах | Токсичные и взрывоопасные выделения |
Таблица 4. Преимущества и недостатки литий-ионного аккумулятора
Плюсы |
Минусы |
Лёгкий вес |
Высокая цена |
Не требуется обслуживание |
Плохо работают при низких температурах |
Экологичность, нетоксичность, безопасность |
– |
Быстрый процесс зарядки |
– |
Большое время работы |
– |
Длительный срок службы (до 6000 циклов) |
– |
Низкий саморазряд (3% в месяц) |
– |
Можно ли заменить свинцово-кислотный аккумулятор на литий-ионный?
Да, свинцово-кислотный аккумулятор можно заменить на литий-ионный. Но есть несколько важных моментов, о которых необходимо знать. Во-первых, напряжение новой батареи должно быть таким же, как у заменяемой. Во-вторых, после замены не используйте старое зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов для зарядки литий-ионных. В целях безопасности применяйте ЗУ для Li-ion АКБ, в противном случае это приведёт к повреждению накопителя энергии или зарядного устройства. В-третьих, правильно разместите литиевую АКБ в ячейке погрузчика, чтобы избежать смещения центра тяжести из-за её более компактного размера.
Критерии выбора
Лучший тип аккумулятора для вилочного погрузчика обуславливается эксплуатационной средой. Литий-ионные батареи не требуют обслуживания, отличаются высокой скоростью зарядки, обладают длительным сроком службы, но претендуют на более значительную по времени окупаемость инвестиций. В это же время свинцово-кислотные аккумуляторы более доступны по цене и достаточно эффективны, особенно если вам нужно использовать их только изредка.
Ещё несколько факторов, которые могут помочь принять решение:
Повседневная работа. Литий-ионные технологии станут практичней, если вы эксплуатируете сразу несколько погрузчиков в 2-3 смены. Свинцово-кислотные аккумуляторы будут интереснее, если погрузчики используются время от времени, а не в рамках повседневной работы. А ещё они эффективнее зимой, поскольку не боятся морозов, как литий-ионные.
Требования к обслуживанию. Кислотные аккумуляторы требуют профессионального обслуживания и длительного времени зарядки/охлаждения. Поэтому вам понадобится обученный персонал, чтобы максимально использовать срок службы АКБ. Если у вас нет аккумуляторщика и надлежащего оборудования для еженедельного обслуживания кислотных АКБ, лучше выбрать литий-ионный тип батарей.
Эксплуатационные условия. Обратите внимание на часы работы погрузчика, ежедневные расстояния и пробег, вес груза и типичную высоту подъёма, а также температуру окружающей среды. Это поможет выбрать аккумулятор, наиболее соответствующий потребностям и целям производства. Например, в Сибири предпочитают электропогрузчики с кислотными АКБ.
Цитата: «На всех машинах стоят свинцово-кислотные батареи. Средняя ёмкость 700 Ah. Мы тщательно следим за их состоянием. У нас есть свой аккумуляторщик. Он мониторит ёмкость элементов, доливает дистиллят, меняет вышедшие из строя банки, проводит выравнивающие заряды и т.д. Благодаря его внимательному отношению каждая батарея служит нам не меньше 5 лет» (Начальник складского хозяйства компании «Водолей» Евгений Смертин, Красноярск. Источник: Журнал о технике Raum.pro).
Заключение
Свинцово-кислотные и литий-ионные аккумуляторы наиболее часто ставят на вилочные электропогрузчики. Оба вида АКБ имеют свои особенности. Поэтому при выборе батареи необходимо учитывать множество факторов: от эксплуатационных условий для техники до оборудованной аккумуляторной комнаты на предприятии.